Обряды в селе Парканы

    Парканы - единственное болгарское село в Приднестровье!

    Традиционная народная культура села ПАРКАНЫ очень разнообразна. В архитектуре сельской  застройки, национальных костюмах и кухне, обычаях и обрядах, так как в основе всех культурных традиций лежит общенациональная западнославянская культура. Болгары переселившиеся в 1806-1811 году принесли не только свой язык, культуру, традиции и обычаи, но и свою психологию, свое фанатичное трудолюбие и жажду  предпринимательства.

    К этому следует  добавить черты, характерные для  большинства колонистов, независимо от их национальности: опора на собственные силы, самостоятельность в принятии важных решений. Дух здоровой конкуренции постоянно присутствует у болгар – каждый стремится сделать лучше и больше, чем сосед. Соперничество не мешало взаимовыручке и бескорыстной помощи попавшим в беду. Большим разнообразием отличается планировка и архитектура болгарского крестьянского дома. Дома, как правило, строились из камня и глины в сочетании с деревянными каркасными конструкциями, что придавало им особую архитектурную легкость. Дома не имеют четкой планировки. Дома чаще всего обращены фасадом на солнечную сторону и располагаются в глубине двора. При выполнении самых трудоемких работ на строительстве дома у болгар была традиция коллективной взаимопомощи – «миджия».  Отдельные части заселения села обычно заселялись родственными семьями, что является отражением весьма характерной для всей социальной жизни болгарских традиции — коллективизма. Как и у болгар в Болгарии, у болгар в селе Парканы долгое время сохранялась большая семья  и группа родственных семей по мужской линии.

    Болгарские корни имеют и многочисленные народные обычаи, которые можно наблюдать в нашем селе, кража мебели во дворе невесты в день когда перевозят мебель («дреи»), заключение брака являлось самым важным моментом в жизни человека-«Свадба»: большое внимание уделяется свадебной обрядности: Cватовство (гудеш)-День гудеша обговаривали и назначали в тот вечер, в который шел жених и его родители, близкие родственники, друзья и музыканты, будующая невеста целует всем гостям руки, еи кладут в руки деньги и дарят подарки. В день свадьбы перед рассветом во двор к молодым приходили женщины и пели песню о молодых- “Угрялу»-песня которая олицетворяет искренность чувств молодоженов, чистую долгую любовь. Длительность свадьбы составляет 2-3 дня, в первый день праздник празднуются у невесты, на следующий день у жениха.и конечно же не обходиться без традиционных болгарских обрядов: такие как «саръ», «подлив», «ръка»- дар денег молодым. Если родители делали свадьбу последнему ребенку, то в понедельник родителеи одевали в жениха и невесту, проводили катание их по селу, все это проходило очень весело и задорно.

    Поднесение даров и обрядового хлеба (питы) новорожденному младенцу и многие другие.

    Особое место занимают в в жизни села многочисленные народные праздники. Наиболее популярны и любимы Рождество Христово (Коледа, хождение коледующих-коледари), Новый год («Сурва година», буквально — «незрелый, свежий год») с веселыми карнавалами, шествием ряженых (сурваки); 1 марта в селе торжественно отмечают приход весны, в честь которого дарят всем родным и знакомым Марцешора (Мартеницы) — изящные поделки в виде кисточек из красных и белых ниток. Пасха, Светлое Христово Воскресенье-«Великден»- главным является сдобное мучное блюдо из дрожжевого теста-«Паскъ»; День  Георгия Победоносца – Гергьовден: один из самых значительных праздников для большинства cлавянских народов; День поминования усопших - «Провуды» - буквалььно жители всего села идут на кладбище («гробишта») вспомить всех усобших; «Зелена Свята»- в этот день соседи и родственники подают что-то испеченное, сладкое, фрукты за упокои души своих родных и близких, также в этот день украшаю свои ворота зелеными листьями грецкого ореха что символизирует память о умерших.

    Осенью, в пору сбора урожая и заслуженного отдыха, проходят «сборы» — многолюдные «съезды» соседи с веселыми застольями прямо на улице.

    Поразителен эффект ассимиляции в болгарских селах. Болгарское начало оставалось в селе настолько мощным, что оно, как правило, в течение одного поколения поглощало элементы других культур. Происходило оболгаривание не только в языке, но и в традициях и в быту.

     Одной из типичных черт национального характера болгар является чувство юмора, которое очень ценят жители любого уголка страны.
     Добров Евгений.

Комментарии

Парканы

У меня вопрос: вы пишете

У меня вопрос: вы пишете "Дома не имеют четкой планировки" - а что конкретно Вы имеете ввиду? как этнограф мне довелось написать статью о домах болгарских переселенцев - признаюсь материалы не показывают точно ету особенность!

Ph ethnologist Galina Manolova

Дома не имеют четкои

Дома не имеют четкои планировки- значит то что они строились не по шаблону, в каждом стоившимся доме преобладало что то свое

Парканы

 

     Как не специалист и , избегая  вступать в полемику , скажу только  то , что я слышал от своего деда по отцу Федора Федоровича Забунова . Дело в том , что у меня дед по матери тоже Забунов , только Федор Степанович , легендарная личность , любимец  твардичан , очень грамотный , интересный и  веселый человек. Парк в центре села Твардица – его детище. А дед по отцу , Федор Федорович – сама серьезность , известный на всю Молдавию агроном-виноградарь , даже издавший в 1948 г. свою книжку по виноградарству «720 тонн винограда с гектара». Потом  ближе к старости стал одним из лучших  штукатурщиков-маляров .

      Мне было лет 10 когда я его спросил , почему  в Твардице очень мало строят домов  «квадратных» , а строят дома по-старому , в длину из 3 – 4 комнат и все смежные , в том числе и последняя , самая верхняя вглубь двора кухня . Я был поражен его ответом  . Он рассказывал , что эта традиция связана с допереселенческими  временами  в Турции. Только старая традиция все равно уже давно нарушается . Раньше ведь  соблюдалась еще и другая особенность – дом никогда не строился близко ко входу во двор , а подальше от калитки и этому есть объяснение . Если  , например ,стучат  в калитку , или зовут , то кто-то из домочадцев  выходит из кухни и узнает ,  кто пришел . Если это турок , то он сообщает им кто это и направляется медленно к калитке открывать. В зависимости  что это за незваный гость , домашние успевают спрятать все ценное и , главное , молодых девушек или кого-то другого . Незваного гостя , естественно ,  впускают через первую дверь в убранные и нежилые комнаты и встречают . А в это же самое время через самую верхнюю дверь кухни успевают скрыться не желающие попадаться на глаза незваным гостям люди .

     Вот такая то ли легенда , то ли история запомнилась мне из детства .

С уважение Иван Забунов

Важная информация

П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30